Яркое солнце и чистое небо, звон капели и пробуждающаяся зелень не могут не привлечь своей красотой внимание фотографов, особенно специализирующихся на пейзажах. Весенняя пора является одновременно не только интересным, но и достаточно сложным для фотосъёмки временем года.
Относительно мягкое освещение, обилие солнечных дней и большая продолжительность дневного времени суток, зачастую нивелируется изменчивостью погоды, соответственно и условий освещённости.
Ещё одна трудность — скорость, с которой природа преображается. Например, на прошлых выходных, лес был ещё тёмным и неприветливым, а уже сегодня он радует свежей зеленью, а еще через несколько дней в воздухе будут витать ароматы черёмухи и лесных цветов. То есть, весна включает в себя все периоды года, быстро сменяющие друг друга.
Самый первый период, так называемой «белой весны», характерен тем, что вокруг ещё достаточно бело, при этом пейзаж в принципе не отличается от зимнего. Следующий период, «серая весна» визуально самая невесёлая и скучная: снег растаял, деревья стоят голые, часто бывают туманы — ну чем не ноябрь? Но вот начали зеленеть пригорки, стали распускаться почки на ветвях кустарников и деревьев, а это значит, что наступила «зелёная весна». Всего несколько дней удачной погоды, и весенний пейзаж уже мало отличим от летнего. Именно поэтому, фотограф должен владеть навыками съёмки зимних, летних и осенних пейзажей, но при этом уметь передавать хотя и незначительные, но характерные для весны особенности.
Снежный покров в начальный период весны уже отличается от зимнего: поверхность снега более тёмная, особенно на освещённых участках, с грубой зернистой структурой. Правильно воспроизвести эти нюансы можно подбором соответствующего светофильтра: чем темнее снег, тем менее плотным должен быть жёлтый светофильтр. «Зернистое» строение снежного покрова обычно хорошо видно при съёмке с боковым, «скользящим» освещением солнца.
Удачно передают атмосферу весны такие элементы кадра, как лужи талой воды и ручьи, особенно при съёмке в контровом свете.
При съёмке подобных сюжетов продуманно отнеситесь к подбору светофильтра. Если он будет излишне плотным, и при этом будет выбрана небольшя величина экспозиции в связи с высокой яркостью снега, талая вода может получиться слишком тёмной, вызывая ассоциации с густой нефтеобразной массой. Важное значение придаётся также и величине выдержки. Для стоячей или медленно текучей воды, выдержка должна варьироваться в пределах 1/30—1/60с, а для быстых ручьёв — 1/125—1/250 с. Слишком короткая выдержка придаст воде неестественную монолитность, а более длинная — смазанность.
Чем больше весна вступает в свои права, тем больше меняется пейзаж: становится больше прогалин, а значит возрастает контрастность. Мокрая и лишённая растительности земля, тёмные стволы деревьев обладают небольшим коэффициентом отражения, в пределах 0,02, тогда как чистый снег — более 0,60. В связи с тем, что одни участки весеннего сюжета освещены хорошо, а другие находятся в тени, интервал яркости будет превосходить возможности фотоплёнки. Ситуация ещё больше усложнится при фотосъёмке против света, особенно когда в кадр попадают бликующие остатки льда и талого снега. Даже самое точное экспонирование порой не позволяет в точности воспроизвести детализацию как в тенях, так и в свете, поэтому лучше заранее позаботиться о более выгодном ракурсе. В техническом плане, съёмка «серой весны» особых трудностей не представляет в силу невысокой контрастности, тем более в пасмурную погоду. Если освещённость становится слишком низкой, не забывайте использовать штатив.
В такую погоду лучше откажитесь от светофильтров, их лучше использовать при съёмке в солнечные дни, когда необходимо припенить небо и выделить облака. Весенний воздух очень влажный, поэтому зачастую пейзаж обволакивает воздушная дымка. Для её усиления на снимке, используйте голубой светофильтр, а для ослабления — оранжевый.
Несколько сложнее снимать «зелёную весну», когда деревья и кустарники начинают покрываться молодой зеленью. Обычно, молодая листва приводит к избыточно пёстрой и контрастной картине, с массой мелких деталей. Повышенная контрастность поясняется тем, что свежие листочки имеют не успевшую огрубеть, блестящую и не запылённую поверхность. В солнечный день они сверкают и создают на фоне леса ножество мельчайших бликов. Особенно трудно бороться с ними, когда в кадр попадают многочисленные лужицы, в которых отражаются небо и облака, поэтому для нейтрализации таких побочных эффектов применяют голубой светофильтр, снижающий контрасты и притенящий желто-зелёную листву и траву, и тем самым усиливая перспективу воздуха.
Весной эффектно выглядят цветущие деревья, но эта действительно красивая и яркая картина будет выглядеть невыразительно в некоторых ситуациях, например при общеплановой постановке кадра. При мелком масштабе деревья сливаются в сплошную белёсую полосу, сливаясь друг с другом и небом, поэтому в кадр лучше включать не целые деревья, а лишь их отдельные ветви, покрытые цветами.
По материалам: А. В. Шеклеин
|